Учебный план 2021-2022 уч.год

Пояснительная записка
к учебному плану
МБОУ «Етышинская средняя общеобразовательная школа»
на 2021-2022 учебный год.
1-4 классы
Учебный план начального общего образования разработан в соответствии с
требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования";

Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373",

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.09.2011 №2357, зарегистрированный Минюстом России 12.12.2011 №22540 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 № 1060 «О
внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.11.2010 № 6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в
недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных
учреждениях»;

Письма от 08.10.2010 №ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической
культуры», приложение «Методические рекомендации о введении третьего часа
физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся
общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;

Письма Министерства образования и науки Российской «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 №03-296;

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.02.2012 №МД-102/03 «О введении курса ОРКСЭ со 2 сентября 2012 года».

Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.12.2015 №1576 во ФГОС НОО об изменениях, предусматривающих выделение
отдельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и
литературе.

Приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018 №345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».

Обучение осуществляется с соблюдением следующих требований:

-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в 1-3 классах, по 6-дневной
учебной неделе в 4 классе, в первую смену;
-в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока
в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январьмай – по 4 урока и один день -5 уроков по 40 минут каждый; во 2-4 классах по 40 минут
каждый урок;
-обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся, без
домашних заданий;
-для 1 класса организуются дополнительные недельные каникулы в феврале.
Продолжительность учебного года в 1 классе-33, а во 2-4 классах - 34 учебных недели.
Объем учебной нагрузки соответствует предельно допустимому уровню норм СанПиНа.
Успеваемость всех обучающихся 2-4 классов подлежит текущему контролю в виде
отметок по пятибалльной системе.
Отметка обучающегося за четверть во 2-4 классах выставляется на основе результатов
текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 2-4 классов.
Основные формы промежуточной аттестации:
 Диктант с грамматическим заданием
 Контрольная работа
 Зачет
 Практическая работа
 Изложение
 Сочинение
 Тестовая работа
 Проектная работа
Промежуточная аттестация учащихся школы в 2020-/2021 учебном году
распределяется по классам следующим образом:
Класс

Предмет

Форма промежуточной аттестации

2 кл

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир

Диктант с грамматическим заданием
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Практическая работа
Практическая работа
Проектная работа
Зачет
Диктант с грамматическим заданием
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Практическая работа
Проектная работа
Проектная работа
Зачет
Диктант с грамматическим заданием
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Тестовая работа

3кл

4 кл

Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура

Практическая работа
Практическая работа
Проектная работа
Зачет

Учебный план начальной школы разработан в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Содержание учебного плана направлено на достижение целей начального общего
образования в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Особое
внимание в данном учебном году будет уделено формированию коммуникативных УУД, а
так же личностным, регулятивным, познавательным.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение
планируемых результатов: личностных, предметных, метапредметных.
Обучение по всем предметам в 1-4-х классах осуществляется в соответствии с
образовательной программой с использованием УМК «Школа России».
Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так
как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного
возраста. На изучение русского языка отведено по 5 часов в неделю в 1 - 4 классах.
Приоритетными целями изучения литературного чтения является обеспечение
высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуру его речи и
читательской деятельности, интерес к самостоятельному чтению. На его изучение
отведено в 1-4 классах по 4 часа в неделю.
Изучение «иностранного языка» начинается со второго класса по 2 часа в неделю в
каждом. Его изучение помогает сформировать у младших школьников элементарные
коммуникативные умения и лингвистические представления и всесторонне развивать
личность ребенка средствами иностранного языка.
Предмет «Окружающий мир» призван решать не только частные, но и общие задачи
начальной школы. Содержание окружающего мира отражает сущность современного
образования вообще и начального в особенности определяется не накоплением у
обучающихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания,
применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. На его
изучение по 2 часа в неделю в 1-4 классах.
Обучение математике в начальной школе направлено на формирование у
обучающихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат
успешное овладение математикой в основной школе. Характерными особенностями
содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование
общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять
межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Во всех
классах математика ведется по 4 часа в неделю.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная
деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой
деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества,
осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление,
творчество и самостоятельность. Физическая культура в объеме 3 часов в каждом классе.
Предмет «Технология» строится на предметно-практической деятельности, которая
служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса
духовного, нравственного и интеллектуального развития. В 3 классе учебный предмет
«Технология» (Труд) содержит учебный модуль «Информатика и ИКТ». На изучение
технологии отведено по 1 часу в 1 - 4 классах.
Учебный предмет «Искусство» (Музыка и ИЗО) изучается как два отдельных предмета –
«Музыка» и «ИЗО» по 1 часу в неделю каждого в 1-4 классах.
Для формирования у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению
в 4 классе введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики» - 1 час.

обучающиеся изучают модуль «Основы православной культуры», с учетом пожеланий
родителей и интересов учеников. Используется учебник «Основы православной
культуры», автор Т.А.Костромская, дополнительная литература и Интернет.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных
стандартов второго поколения обучающимся предлагаются программы, реализующиеся
во внеурочной деятельности, которые имеют следующие направления: общекультурное,
общеинтеллектуальное,
спортивно-оздоровительное,
духовнонравственное.
В
достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей,
ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности
гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов.
Внеурочная деятельность организуется через дополнительное образование ОУ,
факультативы, школьные мероприятия.

МБОУ «Етышинская средняя общеобразовательная школа»

Учебный план
2021 – 2022 учебный год
1-4 классы
начальное общее образование
ФГОС НОО
1-3 классы - пятидневная учебная неделя,
4 класс - шестидневная учебная неделя

Федеральный компонент

Предметные
области

Учебные
предметы

Всего часов в неделю
всего часов
1
2
3
4
на предмет
Обязательная часть
Филология
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное
4
4
4
4
16
чтение
Иностранный
2
2
2
6
язык (английский)
Математика и
4
4
4
4
16
информатика Математика
Общество
Окружающий мир
знание и
(человек, природа,
2
2
2
2
8
естество
общество)
знание
Искусство
Искусство
2
2
2
2
8
(музыка, ИЗО)
Физическая Физическая
3
3
3
3
12
культура
культура
Технология Технология
1
1
1
1
4
Основы
Основы
1
1
религиозных религиозных
культур и
культур и
светской
светской этики
этики
всего
21
23
23
24
91
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
0
0
0
0
0
Максимально допустимая
21
23
23
24
91
недельная нагрузка

Пояснительная записка
к учебному плану

МБОУ «Етышинская средняя общеобразовательная школа»
5-9 классы
Учебный план для 5-9 классов разработан в соответствии с требованиями:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1644 «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования».
4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.
2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждения».
5. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г.
№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального
образовательного стандарта общего образования»;
6. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015
№1577 во ФГОС ООО об изменениях, предусматривающих выделение отдельных
предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и литературе.
7. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2010 №
6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной
нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;
8. Письма от 08.10.2010 №ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической
культуры», приложение «Методические рекомендации о введении третьего часа
физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся
общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
9. Приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018 №345 «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
10.Устава МБОУ «Етышинская СОШ».
Учебный план рассчитан на 5- дневную учебную неделю в 5- 8 классах, 6-дневную
учебную неделю в 9 классе. Продолжительность учебного года в 5-9 классах -34 учебных
недели, продолжительность уроков - 40 минут. Объем учебной нагрузки соответствует
предельно допустимому уровню норм СанПиНа.
Учебный план 5-9 классов составлен в соответствии с ФГОС ООО — фиксирует
максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; определяет перечень учебных
предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их
освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы и направления
внеурочной деятельности по классам и учебным годам.
В обязательной части учебного плана в предметной области «Русский язык и литература»
предусматривается изучение предмета «Русский язык» и «Литература». Целью изучения
учебного предмета «Русский язык» является формирование общеучебных умений,
навыков и обобщенных способов деятельности. На изучение предмета «Русский язык» в 5
классе отводится 5 часов, в 6 классе – 6 часов, в 7 классе – 4 часа, в 8 классе -3 часа, в 9
классе-3 часа в неделю.
Изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям
отечественной
культуры;
развитие
эмоционального
восприятия
художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого
воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование
начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной

речи учащихся; грамотное использование русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний. На изучение предмета «Литература» в
5 классе отводится 3 часа, в 6 классе - 3 часа, в 7 классе –2 часа, в 8 классе -2 часа, в 9
классе- 3 часа в неделю.
Изучение «Иностранного языка» (английского) направлено на достижение следующих
целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее
составляющих речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно познавательной; развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой
деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо); овладение новыми языковыми
средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими). На
изучение предмета «Иностранный язык» в 5, 6, 7, 8, 9 классах отводится по 3 часа в
неделю. Введен второй иностранный язык (немецкий) в 9 классе 1 час в неделю.
Предмет «Математика» изучается в предметной области «Математика и
информатика». Изучение «Математики» направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве
моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; развитие
логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры,
критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной
деятельности; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом
уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной
математической подготовки; воспитание средствами математики культуры личности,
понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к
математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей
развития математики. Учебный предмет «Математика» изучается в 5, 6 классах по 5 часов
в неделю. В 7, 8, 9 классах учебный предмет «Математика» представлен предметами
"Алгебра" -3 часа и "Геометрия" -2 часа в неделю.
В область «Общественно-научных предметов» входят учебные предметы: история,
обществознание, география. В 5,6,7,8 классах предмет «История России. Всеобщая
история.» изучается по 2 часа в неделю, направлен на достижение следующих целей: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и
свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; овладение
элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными
источниками исторической информации; применение знаний и представлений об
исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе.
В 9 классе два отдельных предмета "История России" 2 часа в неделю и "Всеобщая
история" 1 час в неделю.
Учебный предмет «Обществознание» изучается в 5,6,7,8,9 классах по 1 часу в неделю,
(в 5 классе 1 час берется из части, формируемой участниками образовательных
отношений, так как на этом этапе необходимо обеспечить преемственность по
отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе).
Изучение учебного предмета "Обществознание" направлено на достижение следующих
целей: развитие личности, её познавательных интересов, критического мышления;
воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации; освоение на уровне функциональной грамотности
системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; овладение
умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных
социальных ролях, характерных для данного возраста; формирование опыта применения
полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений. На
изучение предмета «География» в 5,6 классах предусмотрено по 1 часу, в 7,8,9 классах по
2 часа в неделю. Изучение предмета "География" направлено на достижение следующих
целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий, о России во всем ее

географическом разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения
и рационального использования; овладение умениями ориентироваться на местности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
самостоятельного приобретения новых знаний; - воспитание любви к своей местности,
своему региону, своей стране.
Изучение естественно – научных предметов в 5,6,7,8,9 классах представлено предметами:
«Биология» в 5, 6 классах по 1 часу, а в 7,8,9 классах по 2 часа в неделю, (1 час в 7
классе добавлен из части, формируемой участниками образовательных отношений,
поскольку изучаемый в 7 классе материал служит основой для понимания и освоения
значительной части материала в 8 и 9 классах), «Физика» в 7,8 классах – по 2 часа в
неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю, «Химия» в 8,9 классах по 2 часа в неделю. Изучение
предметной области «Естественно - научные предметы» обеспечивает формирование
целостной научной картины мира; ведет к пониманию возрастающей роли естественных
наук и научных исследований в современном мире и постоянного процесса эволюции
научного знания; позволяет знакомиться с методами научного подхода к решению
различных задач и учиться формулировать гипотезы, проводить эксперименты, оценивать
полученные результаты и сопоставлять их с объективными реалиями жизни; позволяет
воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающей среде.
Предметная
область
«Искусство»
представлена
учебными
предметами
«Изобразительное искусство» и «Музыка». На предмет «изобразительное искусство»
отведено по 1 часу в неделю в 5 - 7 классах, на предмет «музыка» - по 1 часу в неделю в
5 – 8 классах. Предмет «Изобразительное искусство» ставит целью преподавания
художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьника к миру
пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры,
эффективного средства формирования и развития личности учащегося. Цель изучения
предмета «Музыка» - формирование и развитие музыкальной культуры школьников как
неотъемлемой части их духовной культуры.
На предмет «Технология» в 5, 6, 7, 8 классах отведено по 2 часа, в 9 классе -1 час в
неделю. Обучение школьников предмету «Технология» направлено на достижение
следующих целей: освоение технологических знаний, технологической культуры на
основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по
созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение
общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования
технологической информации; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей
деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их
труда; получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической
деятельности.
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
представлены учебными предметами: «Физическая культура» в 5,6,7,8,9 классах по 3
часа в неделю и ОБЖ в 8, 9 классах по 1 часу. Изучение предмета ОБЖ обеспечивает
формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует
выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные
ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в
чрезвычайных ситуациях. Изучение «Физической культуры» направлено на достижение
следующих целей: развитие основных физических качеств и способностей, укрепление
здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
формирование
культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с
общеразвивающей и корригирующей направленностью;
приобретение навыков в
физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений включает в себя учебные
курсы: «Мой Пермский край» по 1 часу в 5,6, 7 классах, «Как научиться выбирать
профессию» и «Решение текстовых задач» по 0,5 часа в 8 классе.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью
учебно-воспитательного процесса. Вопросы духовно – нравственного развития тесно
связаны с содержанием других предметных областей и включены в предметы:
обществознание, литература, история, изобразительное искусство и учебный курс «Мой
Пермский край».
Промежуточная аттестация по учебным предметам проводится в целях проверки
освоения учащимися
государственного образовательного стандарта. Определены
следующие предметы и формы проведения промежуточной аттестации:
класс
5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

предмет
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
История
Природоведение
Искусство (Музыка и ИЗО)
Технология
Физическая культура
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
История
Обществознание
География
Биология
Искусство (Музыка и ИЗО)
Технология
Физическая культура
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
История
Обществознание
География
Физика
Биология
Искусство (Музыка и ИЗО)
Технология
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Информатика и ИКТ
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология

форма промежуточной аттестации
Диктант с грамматическим заданием
Проектная работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Зачет
Зачет
Диктант с грамматическим заданием
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Проектная работа
Зачет
Диктант с грамматическим заданием
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Проектная работа
Изложение
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Тестовая работа

9 кл

Искусство
Технология
ОБЖ
Физическая культура
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Информатика и ИКТ
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Искусство
Физическая культура

Тестовая работа
Проектная работа
Тестовая работа
Зачет
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Зачет

МБОУ «Етышинская средняя общеобразовательная школа»
основное общее образование ФГОС ООО
5-8 классы -пятидневная учебная неделя,

9 класс- шестидневная учебная неделя
Предметные
области

Филология

Математика и информатика

Общественно- научные
предметы

Естественно-научные предметы
Искусство
Технология
Физическая культура и ОБЖ

Учебные
предметы

Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
(английский язык)
Второй иностранный язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
История России.
Всеобщая история
История Россия
Всеобщая история
Обществознание
География
Биология
Физика
Химия
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура
ОБЖ

5

Всего часов в неделю
6
7
8
9

5
3
3

6
3
3

5

5

2

2

4
2
3

3
2
1
2

1
1

1
1
1

1
2
1
2

1
1

1
1

1
1

2
3

2
3

2
3

3
2
3

3
2
1
2

1
2
2
2
2
1

2
3
1
Итого
27
29
30 32
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Общественно-научные
Обществознание
1
предметы
Естественно-научные
Биология
1
предметы
Мой Пермский край
1
1
1
Как научиться выбирать
0,5
профессию
Решение текстовых задач
0,5
Предельно допустимая недельная нагрузка
29
30
32 33

Пояснительная записка
к учебному плану
МБОУ «Етышинская средняя общеобразовательная школа»

всего
часов
на
предмет

3
3
3

21
13
15

1

1
10
9
6
3
8

3
2
1

2
1
1
2
2
3
2

2
1
4
8
7
7
4
4
3

1
3
1
34

9
15
2
152
1
1
3
0,5

34

0,5
158

на 2021-2022 учебный год
для обучающихся по адаптированной образовательной программе для
детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
Учебный план для обучающихся по адаптированной образовательной программе для
детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) составлен в
соответствии с нормативно-правовой документацией:
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ (с изменениями);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря
2009 г., регистрационный номер 17785);
3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2014 г.
№ 2014;
4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010
г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован
в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября
2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован
в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);
6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
7) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 сентября
2002 г. № 03-51-127 ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального
компонента государственного образовательного стандарта общего образования»;
8) Федеральные перечни учебников, рекомендованные (допущенные) к использованию в
образовательном
процессе
в
образовательных
учреждениях,
реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2016/2017 учебный год (утверждены приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 2014, зарегистрирован
в Минюсте России № 1047 от 5 сентября 2013 г., регистрационный номер 30213);
9) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 8 июня
2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
10) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены остановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010
г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер
1993);
11) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированным в Минюсте России 27 мая 2003
г.,регистрационный номер 4594);
12) Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
В 2021-2022 учебном году по адаптированной образовательной программе для детей
с умственной отсталостью, по заявлению родителей (законных представителей), обучается
7 человек.
Для обучающихся школы устанавливается пятидневная учебная неделя.
Продолжительность учебного года 34 учебные недели.
Учебный план включает в себя предметы, содержание которых адаптировано к
возможностям обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также
специфические коррекционные предметы.
Специфика учебных дисциплин:
практическая направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных
умений и навыков;
учебный материал связан с реальной жизнью ребёнка;
усиленное использование межпредметных связей
Учебный план включает:
учебные предметы;
специальные коррекционные курсы.
Характеристика предметов учебного плана: предметная область «Язык и речевая
практика» представлены следующими предметами: «Русский язык» и «Чтение» в 4,5,6
классах, «Речевая практика» в 4 классе,
формирующие личность, способную
существовать в социуме.
Предметную область «Математика» представляет
необходимый предмет для развития памяти, пространственного мышления, логики
«Математика», которая изучается в 4,5,6 классах В предметную область
«Естествознание» включены предметы «Мир природы и человека» в 4 классе,
«Природоведение» в 5,6 классах. Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить
кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний. «География» в 6 классе, Основной целью обучения которой
является-сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной
жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в
окружающей среде.
В предметную область «Человек и общество» входит предмет «Основы социальной
жизни» в 5,6 классах, его цель заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании
социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.
Предметная область «Искусство» в целях развития творческих способностей детей и их
эстетического вкуса включает «Музыку» и «ИЗО» в 4,5 классах. Предмет
«Изобразительное искусство» способствует коррекции недостатков познавательной
деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов
и их положения в пространстве. Предмет «Музыка» направлен на коррекцию отклонений
в интеллектуальном развитии и нарушений звукопроизносительной стороны речи.
В предметную область «Технология» включены предметы «Ручной труд» в 4
классе, «Профильный труд» в 5,6 классах. Трудовое обучение направлено на
формирование у обучающихся трудолюбия, настойчивости, умения работать в
коллективе, овладение ими знаниями о самостоятельной жизни, практическое обучение
жизненно необходимым умениям и навыкам.
Предметная область «Физическая

культура» представлена предметом «Физическая культура» в 4, 5, 6 классах. Основная
цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического
развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной
коррекции нарушений развития, социальной адаптации.

МБОУ «Етышинская средняя общеобразовательная школа»

Учебный план

2021-2022 учебный год
для обучающихся по адаптированной образовательной программе для
детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
4 класс
начальное общее образование
пятидневная учебная неделя

Предметные
области

Классы
Количество часов в
Всего
Учебные
неделю
предметы
4
Обязательная часть
Язык и речевая Русский язык
3
3
практика
Чтение
4
4
Речевая практика
2
2
Математика
Математика
4
4
Естествознание Мир природы и
1
1
человека
Искусство
Музыка
1
1
Изобразительное
1
1
искусство
Физическая
Физическая
3
3
культура
культура
Технология
Ручной труд
1
1
ИТОГО
20
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Естествознание Мир природы и
1
1
человека
Технология
Ручной труд
1
1
Развивайка
1
1
Максимально допустимая
23
23
недельная нагрузка при 5- ти
дневной учебной неделе

МБОУ «Етышинская средняя общеобразовательная школа»

Учебный план
2021-2022 учебный год
для обучающихся по адаптированной образовательной программе для
детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
5,6 классы
пятидневная учебная неделя.

Предметные области
Обязательная часть
Язык и речевая
практика
Математика
Естествознание
Человек и общество
Искусство

Классы
Учебные предметы
Русский язык
Чтение (Литературное
чтение)
Математика
Природоведение
География
Мир истории
Основы социальной
жизни
Изобразительное
искусство
Музыка
Физическая культура
Профильный труд

Количество часов в
неделю
5
6
всего
4
4

4
4

8
8

4
2

1

4
2
2
2
1

8
4
2
2
2

2

-

2

1
Физическая культура
3
3
Технология
6
6
Итого
27
28
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Язык и речевая
Русский язык
1
1
практика
Развивайка
1
1
Максимально допустимая недельная нагрузка
29
30
при 5- ти дневной учебной неделе

1
6
12
55
2
2
59

Пояснительная записка
к учебному плану
МБОУ «Етышинская средняя общеобразовательная школа»
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
дополнительный 1 класс.
Учебный план составлен на основе варианта 8.3 «Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра» от
22.12.2015г. №4/15
Определение варианта АООП для обучающегося с РАС осуществлено на
основе рекомендаций ПМПК Чернушинского городского округа.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и
испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант
АООП предполагает постепенное включение обучающегося в образовательный
процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых
дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях
начальной школы до 6 лет.
Организация образовательной деятельности на уровне НОО по
адаптированной основной образовательной программе начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, направлена на
овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры,
разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными исоциокультурными ценностями.
Установление эмоционального контакта и вовлечение ребѐнка в
развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление
происходящего представляют базовую задачу специальной психологопедагогической помощи при аутизме.
В начале обучения психологическая коррекция будет направлена на
отработку форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию
и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания.
Специальные разделы коррекционного обучения, будут способствовать
преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств
коммуникации, социально-бытовых навыков.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
В обязательную часть учебного плана в первых дополнительных классах
входят следующие предметы: русский язык, чтение, речевая практика, математика,
мир природы и человека, рисование, музыка, ручной труд, физическая культура.
Содержание обучения в двух дополнительных первых классах имеет
пропедевтическую направленность, позволяющую:
-Сформировать
у
обучающихся
социально-личностную,
коммуникативную,
интеллектуальную и физическую готовность к освоению АООП;
-Сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных
формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в
урочное и внеурочное время;
-Обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных
видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.). В
дополнительных классах учебные предметы (русский язык и чтение), входящие в состав
предметной области «Язык и речевая практика», направлены на формирование
коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению,
подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

На уроках чтения у обучающихся развивается слуховое восприятие на основе
дифференциации неречевых и речевых звуков, закладываются основы фонематического
анализа и синтеза, совершенствуется произносительная сторона речи и т.д. В результате
этой работы у обучающихся развивается речевой слух, формируется умение выделять
некоторые звуки, определять их место, наличие или отсутствие на фоне полного слова. В
свою очередь, это позволит их познакомить с некоторыми буквами, например: А, У, О, М,
Н, С. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие освоение обучающимися
позиционным слоговым чтением, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках
обучения грамоте в 1-м классе.
На уроках русского языка в дополнительном классе у обучающихся развивается и
совершенствуется зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая
моторика пальцев руки.
Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с
РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика», способствующий
формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является
основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и
письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то
количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав
предметной области «Язык и речевая практика».
Учебный предмет «Математика» направлен на формирование элементарных
математических представлений, основанных на выделении свойств предметов,
сравнении предметов по отдельным свойствам (например, размеру, форме, цвету),
сравнении предметных совокупностей, установлении положения предмета в
пространстве.
В ходе изучения учебного предмета «Мир природы и человека» (предметная
область «Естествознание») у обучающихся не только расширяются и
систематизируются представления об окружающей действительности, но и
создается необходимая содержательная основа для формирования навыков
общения.
Уроки музыки, ручного труда и рисования, с одной стороны, обладают
высоким коррекционно-развивающим потенциалом, с другой ― оказывают
значительное влияние на формирование мотивационной сферы обучающихся,
положительное отношение не только к отдельным видам деятельности, но и ко всей
учебной деятельности в целом.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется с учетом
индивидуальных
особенностей
психофизического
развития,
здоровья,
возможностей.
Продолжительность учебных занятий в дополнительном первом классе
составляет 35 минут. Используется «ступенчатый» режим обучения: в первом
полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут
каждый);
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. учебного года в дополнительных первых и 1-м классе — 33
недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в
дополнительном первом классе устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.

МБОУ «Етышинская средняя общеобразовательная школа»

Учебный план
на 2021-2022 учебный год
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
дополнительный 1 класс
пятидневная учебная неделя

Предметные
области

Классы
Количество часов в
Всего
Учебные
неделю
предметы
1доп
Обязательная часть
Язык и речевая Русский язык
2
2
практика
Чтение
2
2
Речевая практика
3
3
Математика
Математика
3
3
Естествознание Мир природы и
2
2
человека
Искусство
Музыка
2
2
Изобразительное
2
2
искусство
Физическая
Физическая
3
3
культура
культура
Технология
Ручной труд
2
2
ИТОГО
21
21
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
о
о
Максимально допустимая
21
21
недельная нагрузка при 5- ти
дневной учебной неделе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Основная образовательная программа дошкольного образования

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».